Послесловие для неравнодушного читателя

Опубликовано Dmitry_Gorbachev - пн, 24/05/2021 - 17:37

Книга профессора Ивана Штейнера «Похвала слову уходящему: занимательно-познавательное эссе о судьбах литературы» исключительная и уникальная по многим параметрам и аспектам. Она посвящена исследованию перспектив классической литературы в эпоху глобализации, когда многие литературоведы, культурологи и футуристы предсказывают кардинальное изменение статуса художественного слова в структуре социума вплоть до его ухода на периферию общественной жизни или даже смерти. Избрав в качестве основы для размышлений стилизацию под древнегреческое Слово, произносимое при прощании с великими людьми, автор в форме эссе, созданного 500 лет назад прославленным философом и писателем Мишелем Монтенем, занимательно и убедительно показывает процесс зарождения и становления мировой литературы на разных этапах эволюции человечества, ее связи с религией и поисками смысла жизни и, в целом, в становлении человека как такового. Занимательны и познавательны плодотворные попытки исследователя заглянуть в творческую лабораторию творца, показать, как на процесс сочинительства влияет общее состояние физического и психического здоровья писателя, его происхождение, образование и социальный статус, профессия и гендерная принадлежность.

В основных разделах эссе анализируется отображение мировой литературой главных аспектов существования человека: жизни, смерти, любви, ненависти, дружбы, войны, голода, смеха, радости. Профессор Иван Штейнер с помощью ярких и запоминающихся примеров показывает, как литература пытается ответить на вечные проблемы искусства: Кто вдохновляет писателя и склоняет его к творчеству? Что такое талант в своей экзистенциальной сущности: божий дар или проклятие? Почему слово сакрализируется в древности и не меняется в своей сущности? Познаваем ли мир с его помощью и посредством? Сбудутся ли извечные мечты и чаяния людей? В состоянии ли СЛОВО дать ответы на те и иные онтологические вопросы? Что такое литература – блестящая забавная игрушка для праздности или могучий инструмент для постижения загадки бытия?

В эссе рассказывается о классических жанрах – сказках, притчах, утопиях и антиутопиях, получивших новую жизнь в современных условиях. И об оригинальных художественных формах, созданных для отливки нового жизненного и эстетического опыта – фэнтези, каллиграммы, версеты и пунктиры. Попутно анализируются основные теории, созданные для постижения специфики художественной литературы как исключительного феномена человеческой цивилизации. Исследование осуществлено на основе обширного фактического материала, накопленного мировой литературой за последние две тысячи лет успешного развития от «Гильгамеша» до современной рекламы.

Живость и парадоксальность изложения органически сочетается с достоверностью наблюдений и выводов. Книга представляет собой исключительный интерес для филологов, философов, культурологов, библиотекарей, писателей, журналистов, педагогов, студентов и учащихся.