10–11 апреля кафедра теории и методики физической культуры выступила соорганизатором двух масштабных мероприятий: IV Международного научно-педагогического симпозиума «Актуальные проблемы инновационного развития современного образования» (Сургут) и круглого стола «Агрессия в спорте: проблемы и пути решения» (Москва). Эти мероприятия объединили экспертов из России и Беларуси, создав площадку для междисциплинарного диалога о будущем образования и спорта.
Симпозиум в Сургуте собрал учёных для обсуждения вызовов современного образования: цифровизации, инклюзии и междисциплинарного подхода. С приветствиями выступили:
– Сергей Косенок, ректор Сургутского государственного университета, подчеркнул важность межвузовского сотрудничества для развития педагогических инноваций;
– Ирина Кудрейко (Донецкий государственный университет) акцентировала роль гуманитарных наук в эпоху технологического прогресса;
– Дмитрий Лавшук (Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова) поделился опытом Беларуси по интеграции спорта в образовательные программы.
Пленарные доклады задали тон дискуссии:
– Елена Казакова (доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики, член-корреспондент РАО, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург) представила концепцию «педагога-универсала», способного совмещать преподавание с менторством в рамках нацпроектов;
– Амина Ниязова (доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут) показала кейсы подготовки педагогов к работе в инклюзивной среде;
– Наталия Пеллинен (кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора языкознания, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук, г. Петрозаводск) доказала, что цифровые корпусы малых языков (вепсский, карельский) могут сохранять культурное наследие через образовательные программы.
Круглый стол Федерации спортивной медицины собрал специалистов, чтобы найти баланс между эмоциональной вовлечённостью в спорте и профилактикой агрессии. Эксперты предложили решения:
Евгений Быков (д.м.н, профессор, УралГУФК, Челябинск) выделил роль медиков в диагностике эмоционального выгорания у спортсменов;
Александр Лапин (д.м.н., президент Федерация спортивной медицины) представил методики биохакинга для контроля стресса;
Валерий Карлышев (к.п.н., профессор кафедры психологии и оздоровительных технологий ФГБОУ ВО «УралГУФК», спортивный психолог) раскрыл когнитивные техники управления гневом у тренеров и атлетов.
Особое внимание привлёк доклад Ольги Макуниной (ЮУрГУ) о влиянии нейрофизиологических особенностей подростков на склонность к агрессии в командных видах спорта.
Представитель факультета физической культуры Евгений Осипенко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры выступил с докладом о синтезе цифровых технологий и спортивной педагогики. Он представил кейс для развития тактического мышления у юных спортсменов и мобильных приложений, мониторящих эмоциональный фон спортсменов во время тренировок.
«Цифра не заменит тренера, но поможет создать персонализированные траектории обучения», – резюмировал Евгений Осипенко.
Мероприятия завершились сессией нетворкинга: участники договорились о запуске пилотного проекта по внедрению AI-платформы для анализа агрессии на спортивных матчах, а также о публикации сборника статей по материалам симпозиума.
Следующее подобное мероприятие запланировано на 2026 год с участием вузов Сербии и Казахстана.
Руководитель СНИЛ «Старт»,
старший преподаватель
Сергей Мельников