Михаил Долинский: "Я верю в своих учеников!"

Submitted by SX on Tue, 09/18/2018 - 12:35

Быть учителем непросто, а быть хорошим учителем – настоящее искусство. Согласитесь, есть некая магия в том, когда один человек вдохновляет и меняет манеру мышления тысяч людей, позволяя им раскрыть свой потенциал. Кандидат технических наук, доцент ГГУ имени Ф. Скорины Михаил Долинский считает педагогику своим призванием. Новый учебный год начался для него с медали «За трудовые заслуги». Однако не государственная награда, а достижения учеников – главный стимул к работе без устали.

- Михаил Семенович, вы обучаете информатике не только студентов и школьников, но и маленьких детей. Как вы пришли к мысли, что постигать компьютерную грамотность можно с 4-х летнего возраста?

- Прежде всего, это выводы из собственной практики. Более 20 лет назад, когда я только начинал работать со школьниками, знакомство с информатикой было доступно лишь старшеклассникам. К счастью, технологии не стоят на месте, и сегодня компьютер уже не роскошь, а основное средство получения информации, в том числе для ребенка. Проект «Учимся думать» я разработал для маленьких почемучек, которые активно познают окружающий мир. И педагогика, и психология, и многолетний практический опыт – здесь все направлено на то, чтобы самый юный ученик шаг за шагом продвигался от простого к сложному.

- Как вам удается совмещать в рамках одного урока учеников разного возраста и уровня подготовленности? Ведь зачастую на занятиях со старшеклассниками соседствуют дошколята…

- Практика таких занятий отточена годами. Благо, минуло время, когда на десяток компьютеров претендовали несколько десятков желающих. Сегодня проблема с техническим оснащением решена, юные айтишники работают как в классе, так и дома удаленно, используя дистанционную систему обучения. В моей методике важен индивидуальный подход – каждый ученик начинает свой рост с того уровня, на котором он находится в данный момент и двигается вперед собственными темпами.

Кстати, подметил интересную закономерность: если на уроке с технической задачей первыми справляются ребята помладше, это мотивирует их работать еще лучше, а для старших это как звоночек, что нужно немного поднажать. Поэтому в дифференцированных группах есть свои плюсы.

 - Как вы отнесетесь к тому, если на ваше занятие придет не программист, а, скажем,  филолог?

- Совершенно спокойно. В моей практике случалось, когда ребенок приходил с родителями и те начинали учиться вместе, а иногда и вместо своего чада. Был случай, мои занятия на факультете математики и технологий программирования посещал студент другого факультета. По итогам семестра я готов был поставить ему даже «десятку», увы, в его зачетке не было соответствующего предмета. Убежден, что любой человек, независимо от возраста и специальности, при желании может успешно учиться. Другое дело, что кто-то достигнет результата гораздо быстрее.

- Получается, ваши занятия открыты для всех желающих? К тому же они совершенно бесплатны…

- Я бы сказал, они открыты для тех, кто хочет учиться. Бесплатные уроки – это возможность проявить себя талантливым ребятам с большим потенциалом, также это своего рода естественный отбор: кто-то, попробовав, исчезает спустя пару занятий, а кого-то программирование затягивает всерьез. Такие ученики растут и показывают большие успехи, становятся победителями международных школьных олимпиад по информатике, турниров по программированию от Google, «Яндекс» и других крупных корпораций. За годы работы со школьниками я подготовил более 30 таких призеров. Результат Гомельщины более чем в 2 раза превосходит аналогичные достижения Минской области, а скажем, Гродненской или Могилевской и вовсе в 15 раз.  

- Вы считаете себя строгим преподавателем?

- Сложный вопрос. Если, к примеру, я укажу на дверь парню, который вместо выполнения заданий «сидит» в своем  мобильном телефоне? Наверное, для него я буду довольно строгим. Кто-то скажет, что я принципиальный,  кто-то – справедливый. Но не это главное, ведь все мы работаем на результат. Мои задачи как учителя – подсказать, направить, заставить думать, научить учиться. Иногда для этого нужно применить строгость, настоять на своем. Несмотря на это, я поддерживаю теплые отношения с ребятами, которые у меня учились. К слову, на последний день рождения они преподнесли мне неожиданный подарок – письменную доску, полностью оклеенную совместными памятными фотографиями. Снимки пополнили фотоархив, а доску облюбовали мои дети.   

- Кстати, о ваших собственных детях. Вы обучаете их программированию? 

- Конечно, я занимаюсь с ними, однако не настаиваю на этих занятиях. Если ребенок пока не готов к обучению или интересуется чем-то другим, нет смысла принуждать его. В конце концов, не все становятся айтишниками. Предпочитаю, чтобы мои дети сами определились со своим местом в жизни и ответственно подошли к выбору профессии.

- Михаил Семенович, вы активный и деятельный человек, много работаете с людьми, занимаетесь саморазвитием. Как вы все успеваете?

- К сожалению, времени не всегда хватает. В школе и в университете полностью отдаюсь процессу обучения, дома много работаю над методикой, анализирую достигнутые результаты. Немало времени уходит и на онлайн-занятия: дистанционная система обучения открыта не только для белорусов, но и для жителей других стран.

Однако помимо работы и учеников, у меня есть семья, которая требует особого внимания и заботы. Если честно, иногда появляется желание переключиться и взять тайм-аут, но пока это невозможно – мы в ответе за тех, кого приручили.

- Серьезная работа отнимает много энергии…

- Энергию для работы я черпаю в самой работе, ведь высокие  результаты, успехи учеников – это и источник вдохновения, и смысл моей деятельности. А приводить мысли в порядок помогают ежедневные прогулки, на работу и обратно добираюсь пешком. Когда нужно отвлечься и расслабиться, читаю классику или смотрю футбол, к слову, болею за «Спартак».

  - О чем вы мечтаете?

- Об успешном будущем своих детей. Если же говорить о работе, то это абсолютное чемпионство моих ребят на международной олимпиаде – то есть чтобы все четыре участника гомельской команды получили золотые медали. До исполнения этой мечты мы чуть-чуть не дотягиваем: парни поднимаются на пьедестал, однако награды разного уровня. Говорят, мечта должна быть выше возможностей, но я верю в своих учеников – для них нет ничего невозможного.

Светлана Хозей

Фото Владимира Чистика

  

Photo report